lookatchina (lookatchina) wrote,
lookatchina

Терракотовая армия прошла мимо

Имея на руках билеты из Пекина в Киев (через Баку), мы решили добираться до Пекина на поездах через небольшие города, где сосредоточились китайские достопримечательности.
Город Сиань -древняя столица объединенного Китая. Туристы со всего мира съезжаются сюда ради «восьмого чуда света» - знаменитой терракотовой армии, обнаруженной рядом с гробницей императора Цинь Шихуанди.
Для тех, кто приезжает в Китай на экскурсию, желая охватить одним махом и древнюю историю страны, и увидеть ее стремительное развитие, этот город как раз то, что надо: современные районы и старинные улочки сосуществуют тут в полной гармонии на радость туристам и местным жителям.

Поезд прибыл в шесть утра. До восьми смотрели полуфинал Чемпионата мира по футболу в Макдоналдсе, дожидаясь со смены местного полицейского, пожелавшего нас поселить у себя на две ночи. В нашем распоряжении комната с большой кроватью (предложить нам постель в голову ему не пришло). Дотошность у блюстителя порядка в крови: все вещи должны лежать на своих местах, все электроприборы, когда не используются, должны быть выключены из розеток; утром зарядка и чай; фигура, как у атлета (в одной комнате велосипед, в другой — штанга), по вторникам и четвергам- уроки рисования; на столе записка для нас «будете уходить,-проверьте хорошо ли вы захлопнули дверь»...Зачем ему такие, как мы, нарушающие устоявшийся порядок и режим — не понятно. В день приезда он сам вызвался отвезти нас за город к гробнице четвертого императора династии Хан, которая слабо разрекламирована и общественным транспортом до нее не доберешься, только на автомобиле. В гробнице, как и положено императору, имеется все для безбедной загробной жизни: от парадных колесниц и прислуги, до кухонной утвари и полчищ домашних животных, правда в уменьшенных размерах. Интересно, что для сытной жизни императора, в одном ряду с коровами, овцами, свиньями и курами, заготовлен и целый отряд вкусненьких собак.(Фотографии ужасные, т.к. в зале совершенно темно, а все экспонаты за стеклом).

IMG_9030 (Копировать)

Вечером шел дождь. Мы просто погуляли по городу, поели мороженое и поспали в KFC, по примеру китайцев,- прямо на столе. На следующий день отправились на городскую стену в форме прямоугольника, с башнями и пагодами, опоясывающую старую часть города. Вплотную к стенам стоят низенькие домики в два-три этажа с черепичной крышей, создающие атмосферу старины и не закрывающие виды на стройные ряды новостроек. Стена внушительных размеров и по ней можно кататься, взяв на прокат велосипеды. Солнце шпарило так, что 14 км пути показались вечностью, особенно для меня, так и не научившейся ездить на велосипеде, но здесь было не отвертеться, т. к. есть возможность взять тандем.

Ужинать отправились в мусульманский квартал (еще одна местная достопримечательность), встретившись предварительно с другим китайцем, с которым специально познакомились по интернету. Двадцатилетний паренек, который плохо сдал выпускные экзамены и, единственное на что у него хватило баллов,- это на поступление в институт на факультет русского языка. Будучи по жизни лентяем и любителем поиграть на гитаре, порисовать, поиграть на компьютере в «Доту» и «Пункт назначения»,- за год он недалеко продвинулся в знании русского языка, поэтому общение происходило на английском. Зато настроение у него всегда отличное, времени свободного много и он готов был несколько дней шататься с нами по городу до ночи, тем более, что мы были первыми иностранцами, с которыми ему выдалось близко познакомиться.

Мусульманский квартал представляет собой сеть переплетенных узеньких улочек, где жизнь начинает бурлить с наступлением сумерек. Торговцы мясом, фруктами, чебуреками, сладостями, айраном и множеством различных блюд специально выносят свои печи, шашлычницы и тандыры на улицу, чтобы производить свои манипуляции прямо на глазах у прохожих. В результате весь квартал превращается в полыхающе-дымящий, источающий аппетитные запахи, шумный и тесный непрерывный базар.

Есть в квартале и своя мечеть, которую рекомендуют посетить все путеводители, но туристы всегда находят ее с трудом. Это объясняется тем, что при слове «мечеть» у всех в головах автоматически вырисовывается образ золотого купола с полумесяцем на шпиле, минаретов, устремленных ввысь и арабской вязи на глазурованной плитке фасада. На деле же оказывается, что туристы много раз проходят мимо низеньких ворот и пагод с типичными китайскими крышами и резьбой, за которыми от мусульманского только белые шапочки у сидящих за столом мужчин и платки на головах у суетящихся по хозяйству женщин.

Утром нам пришлось снова вставать в шесть утра, т. к. приютивший нас полисмен в семь утра уезжает в отпуск и нам нужно покинуть его квартиру. Поселившись неподалеку, в так называемых «комнатах для жилья», т. е. дешевая гостиница без дополнительных услуг (комната с кроватями и санузел), мы решаем, что самое время посетить Национальный Исторический Музей, в который вход бесплатный, но есть ограничение: в день пускают только четыре тысячи посетителей! Что такое четыре тысячи для Китай? Да ничего! Особенно если учесть, что их привозят организованными экскурсиями на автобусах с самого утра. Однако «привезенные» точно также, как и все остальные должны выстоять в очереди для получения бесплатного билета. Таким очередям в музей даже Лувр позавидует, правда если бы он был бесплатным, может быть и смог бы потягаться с Историческим Музеем провинции Шаньси. Так вот, увидев размер очереди, Сережа пришел в уныние и начал искать возможность ее обойти. Одна билетная касса, в которой присутствуют все признаки жизни продавцов, но совершенно отсутствует движение покупателей, привлекла его внимание. Оставив меня с китайцами в очереди, а Нику взяв в качестве переговорщика, он отправился добывать билеты. Оказалось, что в этой кассе действительно можно приобрести билеты моментально, без всякой очереди, но по 150 юаней! Т.е. те, у кого есть деньги, могут воспользоваться своим правом и купить за 25$ такие же билеты, как простым смертным раздают бесплатно. Пришлось ретироваться и получить право приобщиться к истории, честно выстояв в очереди.

Музей огромный. Экспонаты все за стеклом, подсвечены лампами, а в самом зале — полутьма. Все устроено отлично: китайцы нанимают гида и ходят маленькими группками с наушниками, а гид шепчет в микрофончик, висящий у него на ухе так, что слышно только его подопечным; для нас таблички на английском языке, аудио гид (правда китайцы умеют максимально выуживать деньги из туристов: аудио гид -30 юаней, а наушники еще 10; общая экспозиция бесплатна, а выставка сокровищ самой богатой династии Тан — 20 юаней и т. п.).Удивляет отношение к посетителям, отличное от наших музеев: все поголовно фотографируют все предметы подряд и фотографируются у барельефов, специально созданных для этих целей; на стекла все облокачиваются; предметы неподлинные, а те, что называются «реконструкцией» можно трогать, дети бегают по залам и веселятся, уставшие взрослые сидят на стульчиках или просто на ступеньках. Стоящие в каждом зале молодые охранники в униформе, никого не одергивают и на посетителей не «шипят».
Основное, что мы увидели в этом музее, это те самые терракотовые воины из знаменитого захоронения. В музее выставлены по одному представителю каждого рода войск (офицеры, солдаты, лучники, их лошади и амуниция. И, главное, все они на расстоянии вытянутой руки (почему это главное скажу позднее).

Обойти весь музей сил не хватило и мы отправились к себе в хижину спать. Вечером снова вылазка к мусульманам за запасами еды: вкуснейший лаваш, чебурек,курочка на углях, арбуз, местная фанта (как в нашем советском детстве) и удивительное мороженое из йогурта, орехов, семечек и фруктов.

После дико острой еды в Чэнду местные блюда порадовали своим вкусом и оригинальностью.

И вот настал наш последний день пребывания в Сиане. Поезд в одиннадцать вечера и вопрос о посещении знаменитой гробницы императора-объеденителя встает ребром. Долго совещаясь и взвешивая все «за» и «против» мы решили НЕ ехать по трем причинам:
1) В путеводителе сказано, что дорога занимает 80 минут. Т.е почти три часа только на дорогу туда и обратно по 35-ти градусной жаре. Входной билет стоит 25$, значит посещение на троих нам обойдется в 75$ без учета затрат на дорогу.
2) Эта гробница построена по тому же принципу, что и та, которую мы посетили в первый день по приезду в Сиань. В ней представлено войско, состоящее из тех же фигур, которые мы видели в Историческом Музее, только расположены они так, что близко не подойдешь и толком не рассмотришь.
3) Последняя и главная причина — отзывы туристов. В интернете есть много впечатлений разных людей, один из них очень толковый отчет о посещении захоронения с отличными фотографиями и подробным описанием увиденного, заканчивающийся словами: «Подводя итоги, скажу, что о терракотовом войске интересно почитать. Смотреть на раскопки было скучно. Учитывая то, что поездка в этот музей довольно дорогая и отняла у меня целый день, я был совершенно разочарован ». http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=247&t=175341

армия

Таким образом мы пополнили свой список проигнорированных мест «для обязательного посещения»: в Париже мы не стали подниматься на Эйфелеву башню; в Стамбуле не зашли в Айа-Софью; в Пномпене не пошли Императорский дворец и в Сиане не посетили захоронение терракотовой армии.

Покидая город Сиань мы никакого следа не оставили в душе «идеального» полицейского, поскольку наше общение сводилось лишь к пожеланию доброго утра и спокойной ночи. И наоборот, - влюбили в себя небритого подростка, который хотело-было приютить нас на ночь, но мама не разрешила. Тем не менее мы возродили его интерес к «ненавистному» русскому языку, поправили произношение «Р» и объяснили разницу между «Ш» и «Щ» и даже подогрели его желание поучиться в России по программе обмены студентами. В общем, Сиань -город красивый, нам понравился, а люди в нем разные, как и везде.

• У синего Желтого моря

Каждое утро начиналось с похода на рынок, на котором мы: покупали фрукты, ягоды, орехи, жареные на электрогриле свинину или утку глазели…

• Как сложно выбрать чай

Если говорить очень примитивно, то чай в Китае делится на зеленый, красный и пуэр. Но в самих этих группах разновидностей сотни, если не тысячи.…

• Русский дух Харбина

Многим известно, что в Харбин, город на северо-востоке Китая, нужно ехать зимой, когда там проходит фестиваль снежных и ледяных скульптур. Интернет…