


В пять тридцать утра начальник экспедиции ходит от палатки к палатке и поименно будит всех обитателей. Полчаса на утренний туалет, кофе, чай. Вот, кстати, справа туалет без потолка и дверей с видом на море, к нему тропинка вытоптана.

В шесть часов звучит команда «На рабоооту!». По команде «на работу» все берут инструменты (лопаты, тачки, ножи, кисти) и отправляются к месту действия. Здесь начальник определяет фронт работ на текущий день. Этот самый фронт не отличается особым разнообразием: копаем на штык, копаем на пол штыка, зачищаем, расчищаем, выбираем (колодец, землянку, мусорную яму, алтарь, печь, могилу), подметаем, готовим под фотографию, сносим всё нафиг. Копаем с шести до двенадцати утра с перерывом на завтрак— в остальное время находиться под палящим солнцем становится невыносимо.
Работы здесь ведутся только в летний период и весь процесс, условно, можно разделить на три этапа: 1) Выкапывание и вывоз грунта с определенного (начальником) участка земли на глубину полтора-два метра. 2) Именно раскопки, в том виде, в котором они представляются по книжкам и документальным фильмам (в перчатках с ножичком и кисточкой) 3) Возвращение грунта обратно и засыпка всего участка тем же слоем земли, что и до начала работ. Это консервация, защищающая объект от разграбления и влияния природных факторов. На следующий год все сначала.




Каждое лето, в зависимости от погодных условий, растительность и животный мир острова слегка меняется. Когда много дождей, земля влажная и буквально застелена слоем улиток, их панцири ужасно хрустят под ногами при каждом шаге. Было лето, когда случилось прямо нашествие саранчи,- ее тучи сжирали всю зелень на своем пути. А в этом году уродилось много всяких колосков, поэтому развелось много мышей. На рассвете они устраивали беготню и разборки в траве прямо над головой, приходилось стучать по стенкам палатки, чтобы прекратить эту мышиную возню. Там где ведутся раскопки кто-то из грызунов умудрялся упасть в выкопанные нами ямы. Практически каждый рабочий день начинался со спасения очередного «рядового Мышкина».


Это не просто ямы,- это колодцы, находящиеся на территории древней греческой колонии Северного Причерноморья периода античности. Проще говоря, мы копаем поселение древних греков 7-6 вв. до н.э.
Весной и осенью так называемые «черные» археологи здесь тоже пасутся. В этом году следов их незаконной деятельности было особенно много.

Самыми частыми находками на этой территории являются остатки фундаментов, фрагменты глиняной посуды и кости домашних животных. Реже встречаются монеты (самая мелкая разменная монета в виде дельфинчика, более крупная,- в виде наконечника стрелы). Еще реже находят предметы быта: глиняные пряслица, иглы из костей животных...) И совсем уж редко попадаются украшения, стеклянные бусины, бронзовые зеркала...
Если на первом этапе к работам привлекаются студенты и новички, то на втором этапе подключаются уже специалисты и волонтеры с многолетним опытом (такие, как мы). Все находки собирают и складывают в отдельные кучки, которым присваиваются номера, в зависимости от конкретного участка, на котором они были найдены. Затем каждую кучку сортируют, откладывая отдельно глину, металл, кости. Самые ценные артефакты сразу упаковываются и складываются в ящики. Их судьбой будут заниматься уже на берегу профессиональные реставраторы.



А горка из битой глиняной посуды перебирается еще несколько раз. Сначала кусочки дорогой посуды с рисунками и покрытые лаком отбираются и замачиваются в специальном растворе.
Остатки повседневной посуды, чаще всего амфор, раскладывают на горлышки, ручки, стенки и донышки. Их пересчитывают и записывают результаты в специальный журнал.


Затем замоченные ранее предметы тщательно вымываются и сушатся.


Пока остальные копают, всю эту работу проделывает специально обученный узкий специалист.



И наконец, каждый ценный кусочек описывается в журнале (из какой глины вылеплен, какой имеет узор, в какой части древней Греции был изготовлен, даже осколком какого сосуда является). Такими глубокими знаниями обладает только один человек в экспедиции — сам начальник. И вот вы можете полюбоваться результатами раскопок этого года, что называется из первых рук.











А это уже витрины специальной выставки в музее, собранной из предметов, найденных (и нами в том числе) за несколько предыдущих лет.






Когда все артефакты собраны; каменные кладки зарисованы; стены, помещения и дороги нанесены на миллиметровку,- раскоп будет снова засыпан землей.
