lookatchina (lookatchina) wrote,
lookatchina

Китайское море в феврале.

Во время каникул на китайский Новый год мы, как правило, отправлялись в какую-нибудь соседнюю страну, где потеплее. В позапрошлом году это была Индонезия, в прошлом – Мьянма. А в этом, в связи с карантином, пришло время исследовать юг Китая, поскольку, стоит нам выехать за его пределы, - обратно нас уже не впустят.
В феврале, когда в Пекине или Харбине температура опускается до минус двадцати, на самом популярном курорте Китая – городе Санья- плюс двадцать пять. Но мы туда не поехали, опасаясь толп туристов и завышенных цен. Вместо этого мы выбрали Гуанчжоу и его окрестности, расположенные на побережье Южно-Китайского моря, недалеко от Гонконга. Есть там заурядные провинциальные города без каких-либо достопримечательностей.

Единичные лачуги чудом уцелели при тотальной застройке многоквартирными панельными коробками.

Вместе с этим убогим жильем уходит в прошлое деревенский быт. И бабушки, разложившие на земле плоды дерева гинго на просушку, и дед, со своим велосипедом-печкой, становятся уже пережитками прошлого.

У набережной, в самом центре города пляжей нет, там швартуются маленькие лодки.

Но особенность современного Китая в том, что благодаря развитию промышленности бывшие деревни и маленькие города не вымирают и пустеют, а, наоборот, быстро разрастаются. Только один завод электроники TRULY, мимо которого мы проезжали, занимает такую площадь, что от начала забора до его конца потребовалось три автобусные остановки. Люди стали хорошо зарабатывать, и вот уже рядом со старым серым городком, вдоль песчаного побережья вырастают новые современные районы с апартотелями и гостиничными комплексами. Несведущий путешественник или блогер, попади он сюда в обычный рабочий день, назвал бы это место городом призраком, в котором никто не живет. На самом деле это такой современный вид дачи, когда люди покупают себе квартирку у моря, в которую можно приехать на выходные или в праздники, отдохнуть с семьей и друзьями, и вернуться обратно на работу. Выезжаешь из провинциального города, который миленьким никак не назовешь, и буквально через полчаса оказываешься в совершенно другой реальности, где роскошные виллы и пальмы соседствуют с высоченными зданиями современного дизайна. Чем-то даже Дубай напоминает. И температура в феврале такая же как там: +20С-25С.

Некоторые покупают сразу несколько квартир и сдают их посуточно приезжим. Одну из таких квартир мы чуть было не сняли, желая провести пару дней на морском берегу. Но с подтверждением нашей бронировки произошла заминка и в ожидании ответа от хозяйки, мы направились посмотреть, как выглядит пляж. Еще до того, как море показалось на горизонте нас встретили сигналящие пробки из машин, заполненные детьми с бабушками и дедушками, мамами и папами, тетями и дядями, жаждущими пересечь заветную линию со шлагбаумом, как бы отделяющую их повседневные трудовые будни от долгожданного праздного безделья. Те, кому уже посчастливилось добраться до места назначения, весело резвились на детской площадке и копошились в песке прямо в зимней одежде. Одного беглого взгляда на происходящее нам хватило, чтобы отменить в срочном порядке свою бронь и ретироваться. Совсем не так представляется нам отдых у моря.

В то время, когда все, одетые в сапоги и ботинки, колготки и куртки радостно спешили в сторону берега, мы, в своих сандалиях и футболках с ужасом бежали прочь. А когда выяснилось, что в единственном на ближайшие 300км Макдональдсе негде не только сесть, но и стать, решили здесь вообще не оставаться, даже танк не мог нас остановить.

Но вдруг выяснилось, что на сегодня все поезда ушли и, как по мановению волшебной палочки злой феи, из продажи исчезли все обратные билеты на поезд. И на завтра, и на послезавтра … вот просто сразу и все. Мы даже было подумали, что это глюк системы и отправились на вокзал, в надежде, что три несчастных билетика, благодаря которым мы выберемся отсюда, в кассе все-таки найдутся. Но нет, с системой оказалось все в порядке, просто это Китай, и все китайцы в одно и то же время сначала едут отдыхать, а потом возвращаются на работу. Пришлось покупать билеты на междугородний автобус, стоимость которых точно такая же, но время в пути удваивается.
Если учесть, что от от центра города до пляжа на городском автобусе ехать час, а потом час ехать обратно, а еще до автовокзала полчаса и обратно до центра города полчаса, то можно сказать, что у нас был полноценный автобусный тур. Поэтому при катании туда-сюда уже стемнело, а поскольку уехать отсюда удастся только завтра, пришла пора искать ночлег. Гостиниц поблизости оказалось предостаточно, только цены в них такие, как будто мы каким-то чудом оказались на Лазурном берегу, а не в захудалом городишке. А в тех местах, где цены можно назвать адекватными, нас побоялись селить (вдруг эти иностранцы заразные, потом неприятностей не оберешься). В конечном итоге поселились мы у молодых парней, организовавших себе маленький бизнес – в каком-то закоулке неприметный отельчик, который мы прозвали «Нехилтон». Но ребята старались.

Но изначально в этот город, кроме любви к морю, привело нас желание отведать некий знаменитый местный суп, в котором варят особого вида говядину. На его поиски мы и отправились вечерком. В специализированном заведении кастрюлю этого супа ставят на плиту в центре стола, а затем сами посетители варят в нем кусочки говядины и овощи, нарезанные тончайшими пластинками.

"Под супчик" для аппетита и настроения был употреблен еще местный 39 градусный алкогольный напиток, который продают порционно. Натур продукт отлично лег на душу, да еще и рюмашка на память осталась.

Утром проснулись, собрались и не спеша потопали к автовокзалу. По дороге поели в малюсенькой забегаловке, в которой отец и сын готовят одну из разновидностей традиционной местной еды чан фэн: рисовый раствор наливается на металлический противень и сверху насыпается начинка из листьев капусты, ростков сои, грибов, яйца, сосисок и тому подобного, по желанию.

Все это вставляется в своеобразный шкаф, в котором сразу несколько этажей таких блинов варятся на пару.

Потом противень вынимается, лопаткой блин сворачивается, поливается соусом и посыпается арахисом. Очень даже вкусно.

Сытые и довольные мы отбыли отсюда раз и навсегда.

А ведь всего пару дней назад мы были в другом месте, в 200 км отсюда, в городке, в котором туристический бум еще впереди. Лет десять назад, думаю, только местные жители зарабатывали тем, что в сезон отпусков сдавали комнаты отдыхающим, которых кормили незатейливой едой тут же на первом этаже своих домов. Зарабатывали они явно неплохо, поскольку "частный сектор" не выглядит убого.

Осталось всего парочка таких переулков, где до сих пор живут бабушки и дедушки, которые перед праздником, украсив свои дома добрыми пожеланиями, жгут свечи, ароматные палочки и «деньги» для умерших. А в остальные дни, сидя на диване с собачкой на руках, смотрят телевизор и вяжут.

Сейчас сюда пришли застройщики, которые заставили все свободные участки земли огромными многоэтажками, в которых каждый желающий может купить себе неограниченное количество квартир.

Одну из них, с видом на море, мы сняли на три ночи. Точно, как в гостинице: две кровати, душ, туалет, холодильник и телевизор. Никакой кухни. Каждый день тетя приходит убирать и менять полотенца. Здесь нужно только отдыхать. (23$ в сутки)

Китайцы из ближайших городов приезжают на машинах, остальные добираются несколько дней, чтобы отдохнуть у моря и полакомиться морепродуктами, потребление которых превратилось в своеобразный культ. Рыба, устрицы, мидии, ракушки, улитки, креветки, морские ежи и т.п. морские обитатели поглощаются ими неустанно и в огромных количествах.

Я тоже люблю мидии и обожаю креветки, но есть их вчера, сегодня, завтра и послезавтра, да еще и втридорога, точно не готова. Нам хватило одного раза.

А потом мы облюбовали маленькую забегаловку для местных, где ели самую обычную еду: рисовый супчик с курицей, лапшичку, пельмешки, рис с мясом, завернутый в листья и т.п..

Одно из излюбленных занятий всех без исключения прибывших – бродить по берегу во время отлива и собирать всякую уцелевшую живность, которую можно потом съесть.

Некоторые умудряются рыбачить.

Но и в том и в другом случае сам процесс (поиск молюсков и забрасывание удочки) гораздо важнее улова, ведь оба эти занятия как нельзя более соответствуют внутреннему ощущению участников «я в отпуске».

Сразу скажу, что основную часть морских обитателей, которых можно есть, китайцы давно уже выращивают в искусственных водоемах и на специализированных фермах, а не полагаются на милость природы.
В промежутках между сном и едой китайцы ходят на пляж, на котором вы не услышите ни музыки, ни криков торговцев и зазывал, никаких «прогулка на катере» или «горячая кукуруза». Никто не расстилает подстилки, не приносит с собой еду и выпивку, не спит, расстегнув лифчик и засунув трусы поглубже, потому что китайцы не загорают. Изредка кто-то купается (температура воды градусов девятнадцать-двадцать, для китайцев холодная). Все фотографируются, строят башни из песка и бегают по воде.

Многие катаются на лодке вдоль берега туда-сюда. Платят за это адские деньги и остаются всем довольны.

Полная противоположность тому, что мы привыкли видеть на пляжах Одессы, Крыма, Грузии и Геленджика. Летом 2018 года, на пляже Батуми, устроившись на камушке на свободном пятачке между покрывалами, простынями и полотенцами отдыхающих, мы были обречены узнать истории болезней, коварство родственников, подлость соседей и интриги трудового коллектива десятка лежащих вокруг обгорелых тел. Здесь же только гул лодок и шелест волн.

Но в новогодние каникулы тишина только до захода солнца. С наступлением темноты начинается обстрел. Про китайскую традицию запускать фейерверки в новый год мы были наслышаны, но никогда своими глазами не видели, поскольку живем в большом городе, где такие забавы запрещены. Зато здесь мы на собственных ушах ощутили силу традиций: каждый день, с перерывами от нескольких минут до получаса, китайцы запускают в небо все, что может свистеть, бахать и громыхать: от одиночных петард, до целых батарей, превосходящих по мощности те салюты, ради которых в нашем детстве весь район собирался в Парке Славы. Особенно интригуют обладатели железной выдержки, способные дождаться часа ночи, а то и двух, чтобы оглушить-таки тех слабаков, которые насладившись уже сотыми за последние дни огоньками в небе, надеялись наконец поспать.

• Круиз для местных.

Наши друзья китайцы пригласили нас поехать вместе в трехдневный круиз по реке Янцзы. Стоимость китайского тура казалась грабительской, по сравнению с…

• Хлопковая война.

На заявления американской фирмы Nike и шведской H&M об отказе покупать китайский хлопок, поставляемый из провинции Синьцзян в связи с тем, что там,…

• Суп долголетия.

Как я уже упомянула в предыдущем посте, перед тем, как пойти гулять по парку Дзинь Ли, мы поужинали в ресторане, который входит в десятку самых…