lookatchina (lookatchina) wrote,
lookatchina
lookatchina

Музейные коллекции.

Гуандун – провинция Китая, площадь которой равна площади Литвы, Латвии и Эстонии вместе взятых. Ее столица Гуанчжоу – третий по величине город Китая.
Мы прилетели туда в феврале, поздним вечером, под проливным дождем. К утру дождь поутих, но полностью не прекратился. В такую погоду самое лучшее решение - пойти в музей, тем белее, что расположен он в самом центре, на красивой площади с пальмами, фонтанами, скульптурными композициями и небоскребами, уходящими в облака.











«Музей провинции Гуандун» - огромное современное здание с богатой коллекцией экспонатов.



Один из залов посвящен резьбе по дереву, где среди всего прочего выделяются роскошные лакированные с позолотой контейнеры для подношения еды божествам.





В другом зале ткани с вышивкой, в том числе платки с объемными хризантемами и целые картины, вышитые шелковой нитью.











Дальше огромные, на всю стену ширмы с резьбой и инкрустацией.



Тот, кто внимательно смотрит, заметит, что выполняли работу явно разные мастера. Вот объемная резьба, например, - один и тот же сюжет и композиция похожа, а вот уровень мастерства отличается. Видите, насколько у второго мелкие детали (сегментированные усы лангуста, прожилки на листьях, ножки краба) вырезаны искуснее?





А вот еще резные корзины с крабами – классический китайский сюжет. Та, что с позолотой, относится к временам династии Цин (1644 - 1911), другая современная. Согласитесь, что современный образец и в подметки не годится старинному.





Музей такой огромный, что обойти его за один раз у нас не хватило сил, но вот на экспозиции камней для растирания чернил я, как говорится, залипла.


Совершенно утилитарный предмет – камень, на котором растирают сухие чернила с водой и получают смесь для каллиграфии, китайцы умудрились превратить в высокое искусство.



Оказывается, для серьезных каллиграфов и художников хороший камень очень важен, ведь чернильный камень влияет на качество и текстуру нанесенных на него чернил. В Китае существует «четыре знаменитых чернильных камня». И именно в провинции Гуандун, в древнем Дуаньчжоу, уже более 1300 лет назад добывали самый известный из них. Китайцы считают его самым лучшим в мире, поскольку он дает самое лучшее растворение. « Если порошок чернил отступает от палочек слишком быстро, “нерастворенная тушь повредит кисти.” Напротив, если порошок туши отступает слишком медленно, “растирание чернильной палочки напоминает езду на медлительной лошади, которую требуется хлестать каждые несколько шагов вперед.” Скорость растворения туши на камнях Дуаньчжоу прекрасно протекает между такими крайностями. “Самопроизвольный поток туши на кистях” позволил поколениям каллиграфов и художников создавать богатые и разнообразные линии»- говорится в брошюрке к выставке.
Камень из Дуаньчжоу это вулканический туф. Из всех добытых необработанных камней можно было использовать только 30-40%. Такие камни доверяли только самым знаменитым мастерам, которые при помощи искусной резьбы создавали на них целые картины, писали стихи, гравировали печати. При этом инструментами они пользовались совсем примитивными.



Мастера вырезают чернильные камни в соответствии с оригинальной формой и рисунком каждого из них. Кроме того, они не просто превращают выпуклые части в горы и облака, вогнутые – в реки и пещеры, отверстия - в солнце, луну и звезды, но сочетают их так, чтобы создавались аллюзии на знаменитые поэмы династии Тан (619 – 907гг.) и прозу династии Сун (960 -1279гг.). Ряды камней с изображением драконов, растений и насекомых, гор и рек, животных и птиц можно рассматривать часами.

Этот камень с резьбой в виде летучих мышей



этот имеет форму ракушки (его положили на зеркало, чтобы показать нижнюю сторону, которая гравирована тонкими полосками, точно, как настоящая



здесь главная ценность - природный рисунок, напоминающий хризантемы



а этот вырезан в форме цитры – старинного музыкального инструмента (внизу как будто ряд колков для струн)



у этого отверстие для стекания туши оформлено в виде китайского фонарика, и ободок по кругу всего камня как шнурок к нему.



в футляре с перламутровой инкрустацией камень, на котором два дракона играют с жемчужиной.



Однако, каждый предмет демонстрирует не только мастерство резчика (одни вырезаны более искусно, другие попроще), но и многое говорит о владельце. В Древнем Китае ученые рассматривали вещи как воплощения личностей. А поскольку тушечницы были предметом коллекционирования, то по ним можно было судить о богатстве внутреннего мира владельца. Некоторые ученые называли себя “чернильными наркоманами” и гордились этим прозвищем.







Поскольку мы о выставке ничего не знали и пришли туда совершенными невеждами, то и не обратили особого внимания на три камня, выставленные в отдельных витринах в центре зала. Уже потом я вычитала, что это самые знаменитые экспонаты. Я сфотографировала только один из них с природным рисунком, в котором китайцам видится обезьяна с персиком. С нашим бэкграундом это скорее всего была бы обезьяна с гранатой, но для китайцев это главный герой мифа о царе обезьян, охранявшем персиковый сад. Попробуйте разглядеть.





Tags: Китай. Культура. Путешествия.
Subscribe

  • У синего Желтого моря

    Каждое утро начиналось с похода на рынок, на котором мы: покупали фрукты, ягоды, орехи, жареные на электрогриле свинину или утку глазели…

  • Как сложно выбрать чай

    Если говорить очень примитивно, то чай в Китае делится на зеленый, красный и пуэр. Но в самих этих группах разновидностей сотни, если не тысячи.…

  • Русский дух Харбина

    Многим известно, что в Харбин, город на северо-востоке Китая, нужно ехать зимой, когда там проходит фестиваль снежных и ледяных скульптур. Интернет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments